Закон о добрых и злых гениталиях

.

Ця стаття була опублікована в газеті «Юридическая практика», № 52, 30 грудня 2003 р.

Наразі тема актуалізувалась у зв’язку з прийняттям Верховною Радою України 18 жовтня 2011 року у першому читанні проекту Закону України «Про внесення змін до Закону України «Про захист суспільної моралі» (нова редакція) (законопроект реєстр. № 7132 від 15.09.2010 р.). Адже загальні підходи і рівень лицемірства – не змінились. Микола Хавронюк, вчений-криміналіст, для ©www.Zakonoproekt.Org.UA .

«Секса не было. Порнография определялась на глаз.

Секс (лат. sexus – пол) – совокупность психических реакций, переживаний, поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения, либидо (из Сексологического словаря).

В СССР, как известно, секса не было. Либидо отвлекало советских людей от строительства коммунизма. Соответственно, указанных реакций, переживаний и поступков иметь было не позволено. Перевезенные через границу в чемоданах с двойным дном журналы с тетками в нижнем белье распространялись по стране с соблюдением тех же условий конспирации, что и самиздатовские романы и статьи запрещенных нобелевских лауреатов Солженицына и Сахарова.

Отношение этих журналов, а также других произведений нетрадиционного для коммунистического строительства содержания к числу порнографических определялось «на глаз».

В 1987 году, будучи помощником прокурора, я принимал решение о возбуждении уголовного дела в отношении супружеской пары, которая у себя на квартире устроила видеосалон для просмотра некоторых таких фильмов. Вопрос о проведении экспертизы на предмет того, являются ли фильмы порнографическими, я смог решить с директором центральной научной библиотеки, и в мое распоряжение был выделен искусствовед библиотеки и видеомагнитофон в читальном зале. Искусствоведом оказалась молоденькая, только что после института, симпатичная барышня, которая чрезвычайно добросовестно отнеслась к проведению экспертизы. Почти не шелохнувшись, с прямой спиной и поджатыми губами, она в течение 3-4 часов просмотрела от начала до конца двухсерийную «Екатерину-ІІ» и немецкие «мультики» по мотивам сказок братьев Гримм, в которых, например, спящую красавицу принц будил совсем не поцелуем.

По окончании действа эксперт сдержанно объявила, что просмотренные произведения, несомненно, являются порнографическими. Сказанное она вскоре подтвердила письменным актом. Главным аргументом в пользу признания фильмов порнографией было то, что изображенные в них половые отношения способствовали сексуальному возбуждению. Впрочем, по ней я этого совсем не заметил. Поэтому еще тогда подверг сомнению критерии экспертной оценки и уголовное дело на всякий случай возбуждать не стал.

Вообще, что касается сексуального возбуждения, то иногда порнографический предмет не возбуждает вовсе, или возбуждает гораздо меньше, чем иной эротический. Некоторых людей не возбуждает ничто. Других – возбуждает что угодно, не имеющее никакого отношения к сексу. Кроме того, почему, если возбуждает, то это предосудительно? Может, это, наоборот, хорошо? Наконец, как проверить – возбудило или нет? Лезть ко всем в трусы?

Суть порнографии: мужчина – это только пенис.

Порнография (греч. pomos – развратник и греч. grapho – пишу) – непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение или описание половых отношений в целях разжигания сексуального возбуждения; порнограф – в Древней Греции художник, расписывающий публичные дома, а также накладывающий грим проституткам; рюпография (греч. rhypos – грязь, устар.) – в Древней Греции непристойное изображение половых отношений, соответствует современному понятию порнография (из Сексологического словаря). Порнография – крайняя натуралистичность и цинизм в изображении половых отношений (из Словаря С.И. Ожегова).

Не буду продолжать выписки из словарей. Наверное, порнография – это действительно плохо. Это что-то сродни крайней непристойности. Изощренной вульгарности. Разврату. Самой грязной грязи (в переносном смысле этого слова). Выдающемуся цинизму. Быть может, порнография – это даже хуже, чем украинская публичная политика.

В общем, все понимают, что такое порнография. Но пытаться дать ей четкое нормативное понятие вряд ли возможно, как невозможно определить нормативно и такое общее понятие как зло. Вообще, если признаком какого-то понятия становится моральный, этический критерий, это понятие полностью утрачивает четкость и не может быть использовано.

В сфере морали все слишком субъективно. Один застрелится из-за недоверия к нему. Другому – «хоть плюй в глаза, все божья роса».

С другой стороны, еще четыре года назад, в декабре 1999 г., Экспертная комиссия Министерства культуры и искусств Украины по вопросам распространения и демонстрации фильмов создала Перечень фильмов, признанных порнографическими или пропагандирующими культ насилия и жестокости и запрещенных для распространения и демонстрации в Украине или имеющих ограничения. Уже на тот момент Перечень включил 636 таких фильмов.

Каким же критерием (мерилом оценки) пользовались эксперты? Ведь в законодательстве до сих пор понятия порнографии не содержалось. Думаю, что эксперты определяли принадлежность предметов и продукции к категории порнографических на основе научных знаний в области культуры, искусства, психологии, сексологии и т. д. и разработанных методик. Они позволяли определить, что порнографиею есть то, что, например:

ставит на первый план исполнение секса, а связанные с этим переживания и радости не показывает вовсе или представляет в урезанном виде;

сосредоточивается на инструментализации полового акта, а такой важный для любви и эротики фактор, как личность человека, порнографию практически не интересует. Грубо говоря, в порнографии мужчина – это пенис, а качество мужчины оценивается силой его эрекции; женщина – это вагина, губы, груди, зад. Других достоинств нет. Человек лишается своей индивидуальности;

не знает никаких табу и эксплуатирует притягательность запретного;

использует возбуждающий эффект особенного и незнакомого, основное внимание уделяет отклонениям от нормы, всему яркому, экзотическому;

характеризуется особой композицией изображения и своим языком вздохов, стонов и примитивных слов, устраняет момент интимности, делая открытым то, что не предназначено для посторонних глаз.

Есть и другие критерии, использование которых в их совокупности и позволяет эксперту четко отделить порнографию от эротики.

Но! Если эти критерии определить в Законе, то услуги экспертов могут уже не понадобиться. Определять, является ли произведение порнографическим, в таком случае смогут дознаватели, следователи и прокуроры.

«Самодовлеющий» закон.

Самодовлеющий – достаточно значительный сам по себе, самодостаточный (Из словаря С.И. Ожегова).

20 ноября 2003 года свою трактовку понятию «порнография» дал Верховный Совет Украины. Отныне для того, чтобы установить содержание этого понятия, необходимо заглянуть в статью 1 Закона Украины «О защите общественной морали» (проект этого закона внес на рассмотрение парламента народный депутат Украины Леонид Черновецкий).

Итак, порнография – это «вульгарно-натуралистическая, циничная, непристойная фиксация половых актов, самодовлеющая, специальная демонстрация гениталий, антиэтических сцен полового акта, сексуальных отклонений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют моральным критериям, оскорбляют честь и достоинство человека, побуждая негодные инстинкты».

Поскольку все прилагательные в определении перечислены через запятую (без всяких «или», «либо»), то следует считать, что порнографией может быть признано деяние, для которого характерна совокупность двух основных обязательных признаков, каждый из которых содержит ряд других признаков.

Первым основным признаком является то, что порнографией является вульгарно-натуралистическая, циничная, непристойная фиксация половых актов. При этом указанная фиксация должна соединяться с самодовлеющей, специальной демонстрациею гениталий, антиэтическими сценами полового акта, сексуальными отклонениями и зарисовками с натуры.

Второй основной признак – это то, что упомянутые фиксация, демонстрация, сцены, отклонения и зарисовки не соответствуют моральным критериям, оскорбляют честь и достоинство человека и побуждают негодные инстинкты.

Таким образом, не является порнографией, например: вульгарно-натуралистическая, циничная и непристойная фиксация полового акта, если она не соединена одновременно с сексуальными отклонениями и зарисовками с натуры, или если демонстрация гениталий при этом не является самодовлеющей. Трудно также доказать, что произведение является порнографическим, если, скажем, «фиксация полового акта» не оскорбила ничью честь или если этой «фиксации» не удалось «побудить негодные инстинкты» или же удалось побудить инстинкты, но они были вполне «годными»...

В общем, как говорят, полная чушь. При всем при том, согласно этому же Закону, порнографическими не могут быть признаны произведения, которые уже «признаны классическими или мировыми». Кем, когда, в каком порядке признаны – не сказано. Кроме того, непонятно, что делать с классической порнографией.

Для того, чтобы было легче определить, насколько зафиксированные беспристрастной фото- или видеокамерой половые акты или гениталии соответствуют такому понятию, как мораль, Закон Украины «О защите общественной морали» дал и понятие морали.

Половая аморальность, безполовая мораль.

Мораль – совокупность правил, определяющих отношение людей к обществу и друг к другу; половая мораль – система нравственных норм, регулирующая все стороны сексуальной жизни человека (из Сексологического словаря).

Согласно упомянутому Закону, «общественная мораль – это система этических норм, правил поведения, которые сложились в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести и достоинстве, общественном долге, совести, справедливости».

Вообще – не дело законодателя вмешиваться в сферу морали. Общество в этом как-нибудь само разберется. Тем более, что обществу, в котором к категории бедных относится сегодня 26,7 % населения, а крайне бедных (нищих) – еще 14,7 % (см. Стратегию преодоления бедности, утвержденную указом Президента Украины от 15 августа 2001 г.), может быть крайне неприятно оттого, что свои представления об общественной морали ему навязывает банкир, личное благополучие которого миллионократно возросло в последние годы буквально на глазах нищающей страны.

Что же касается сути предложенного в Законе определения, то выходит следующее. Если демонстрируемые в фильме чьи-то гениталии не соответствуют сложившимся в обществе представлениям о добре, чести и достоинстве, общественном долге, совести, справедливости, то это – порнография, если соответствуют – то нет. Или если под картинкой, на которой изображен циничный половой акт, написано: «Твой долг – улучшить демографическую ситуацию!», то это – не порнография. Нет такой подписи – порнография. Эротика. Порно. Секс. Разница в деталях.

ЭРОТИКА – сексуальные чувства, фантазии и переживания, чувственность, а также то, что их вызывает. В отличие от порнографии трактует сексуальность облагороженной, очеловеченной (Из Сексологического словаря).

Для того, чтобы еще более запутать граждан Украины, Закон «О защите общественной морали» дает понятия продукции эротического, порнографического и сексуального характера. Любой из этих видов продукции предполагает материальные объекты, предметы, в т.ч. рекламу, продукцию электронных и других средств массовой информации. Отличие же между первыми двумя, как следует из Закона, состоит в том, что продукция эротического характера: а) имеет целью достижение эстетического эффекта; б) ориентирована на взрослое население; в) не возбуждает в аудитории низкие инстинкты; г) не является оскорбительной и при этом «содержит информацию эротического характера», а содержанием продукции порнографического характера является «детальное изображение анатомических или физиологических деталей сексуальных действий» или «информация порнографического характера». При этом продукция сексуального характера – это любая продукция, предназначенная для удовлетворения сексуальных потребностей человека.

Если Вы, читатель, что-нибудь поняли из положений этого Закона, то Вы, наверное, гений в области логики. Большинству же обычных граждан, которым придется выполнять и применять его нормы, уверен, сложно будет разобраться в этих отличиях.

Например, следует ли их понимать так, что продукция порнографического, в отличие от продукции эротического характера, ориентирована не на взрослое население (т.е. на детей)? Или что если детали сексуальных действий изображены не детально, то это – не порнография? Или что продукция эротического и порнографического характера, в отличие от продукции сексуального характера, на самом деле предназначена для удовлетворения не сексуальных потребностей человека (а каких же тогда? Если по З. Фрейду, то остается одно – потребностей в еде)? Наконец, в каком соотношении находятся понятия продукции порнографического характера и порнографии, данные в одной и той же статье этого Закона?

Детали определят эксперты. За отдельное вознаграждение.

Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса (из Словаря С.И. Ожегова).

Алогизмов в Законе «О защите общественной морали» несть числа. Один из наиболее заметных содержится в ст. 18, согласно которой членов Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали представляет для утверждения Кабинету Министров Украины ее председатель, но председателя при этом избирают члены этой комиссии. Каково? А мы еще смеемся, бывает, над некоторыми законами американских штатов.

Статьями 17—20 Закона «О защите общественной морали» установлено следующее. Упомянутая выше Национальная комиссия (если ее, конечно, смогут сформировать) является постоянно действующим вневедомственным государственным экспертным органом, «ответственным за утверждение здорового образа жизни и надлежащего состояния нравственности общества».

Национальная комиссия формируется из ведущих (?) деятелей культуры, искусства, науки и образования, психиатров, сексопатологов, специалистов в области информации и других, которые рекомендуются для участия в работе Комиссии учреждениями и организациями, в которых они работают. Председатель и его заместители работают в Национальной комиссии на постоянной основе, остальные члены Комиссии – на общественных началах. Между тем, последнее не мешает им получать плату за проведение экспертизы.

Инициировать экспертизу, кроме самой Национальной комиссии, имеют право государственные и общественные организации, физические и юридические лица, производители и распространители предметов и продукции, которые официально обратились в Комиссию.

Экспертные выводы могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства.

Современная инквизиция: нарушил мораль – в тюрьму.

Согласно статье 301 Уголовного кодекса Украины, такие деяния в отношении предметов порнографического характера, как ввоз их в Украину с целью сбыта или распространения, изготовление, перевозка или иное перемещение с той же целью, а также их сбыт и распространение и принуждение к участию в их создании, – признаются преступлениями и караются, в зависимости от различных обстоятельств, как минимум штрафом от 50 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (850 гривен) и как максимум лишением свободы на срок до семи лет.

Какие-либо нарушения, касающиеся правил демонстрации теле-, радиокомпаниями, а также организациями, которые распространяют или публично демонстрируют кино-, аудио-, видеопродукцию эротического характера, влечет за собой лишение их лицензий.

Таким образом, если эксперты сделают заключение о том, что Шурик эротично поцеловал хорошую девочку Лиду, то телеканалы, которые демонстрировали «Операцию «Ы» в дневное время, подлежат закрытию. Если эксперты сделают заключение о том, что «Красотка» или «9 ½ недель» «побуждают негодные инстинкты», то уголовной ответственности не миновать всем, кто ввозил, перевозил, сбывал...

Те, кто смотрел (а проверить это можно с помощью детекторов лжи), впоследствии также могут быть признаны людьми, «не годными» по своим моральным качествам для занятия определенных должностей, для работы в определенных сферах. Почему бы и нет? Не умеют совладать с «негодными инстинктами».

В этой связи хочется процитировать преамбулу приказа Министерства охраны здоровья Украины от 27 ноября 1992 г. № 171 «Об усовершенствовании сексологической и андрологической помощи населению Украины»: «В останні роки в Україні збільшується кількість сексологічних хворих...».

Станет больше мутного самогона вместо изысканного вина.

Порнография – что бы под этим ни подразумевалось – существует уже по меньшей мере двести лет. Международное соглашение о пресечении обращения порнографических изданий впервые было принято почти сто лет назад – 4 мая 1910 г. (Париж). Но общепризнанного определения порнографии нет до сих пор. Очевидно, его и быть не может, поскольку:

- в каждом обществе, у каждой социальной группы и, наконец, у каждого человека есть собственное представление о том, что такое порнография, «так как пределы чувства стыда меняются в зависимости от возраста, социальной принадлежности, общественных условий и эпохи» (Лаутман Р., Шетше М. Порнографическое вожделение. 1990);

- не только представления о порнографии, но и традиционные представления о морали вообще очень изменчивы;

- понятия о том, что является вульгарным, циничным, непристойным и т. д. сами по себе весьма расплывчаты. Изображение полового члена в состоянии эрекции в учебнике по анатомии – это наука, такое же изображение на заборе – хулиганство, в индийской скульптуре – искусство, у африканской статуэтки – символ, олицетворяющий плодородие, в порнографии – норма, в интимной ситуации – повод для веселой шутки...

Порнографию за десятки и сотни лет не смогли искоренить никакие запреты. Напротив, воздвигаемые препятствия лишь способствовали тому, что искались и находились новые каналы или тайно распространялись все более примитивные изображения. Кроме того, запретить порнографию – даже с самыми лучшими намерениями – было трудно именно в силу неясности ее дефиниции.

То, что думающие люди отвергают полный запрет на порнографию, не означает, что они одобряют примитив, насилие, унижение достоинства женщины и другие аспекты порнографии. Это означает лишь то, что они выступают против очередной глупости на государственном уровне, против произвола. Государство уже вырубало элитные виноградники под предлогом борьбы с пьянством. Пьянства меньше не стало. Стало больше мутного самогона вместо изысканного вина.

Минует ли нас чаша сия?

8 декабря 2003 г. Закон «О защите общественной морали» направлен на подпись Президенту Украины. Прогноз в отношении вступления его в силу неблагоприятный.

Дело в том, что финансирование создаваемой согласно этому Закону Национальной комиссии предполагается осуществлять за счет средств Государственного бюджета Украины. Однако, согласно части третьей статьи 27 Бюджетного кодекса Украины, законы Украины, которые влияют на формирование расходной части бюджетов, должны быть официально обнародованы до 15 августа года, который предшествует плановому. 15 августа 2003 года уже давно позади. Поэтому, если Закон «О защите общественной морали» даже и будет подписан Президентом Украины (что вряд ли, исходя из всего вышеизложенного), он вступит в силу не ранее 1 января 2005 года.

От редакции: как стало нам известно, 20 декабря 2003 года Президент Украины Закон «О защите общественной морали» подписал.

Николай Хавронюк, кандидат юридических наук, доцент, для газети «Юридическая практика», № 52, 30 грудня 2003 р.».

© www.Zakonoproekt.Org.UA

Блог М.Хавронюка на сайті Zakonoproekt.org.ua

Ключові слова:

Додати коментар

Забороняється мат або прихований мат, флуд, оффтоп та реклама у будь-якому вигляді.


Захисний код
Оновити