Внеочередной армагеддон для перевозчиков или «AsMAP» – Show Must Go On

.

Правитель: Я вам приказываю, чтобы вы мне платили,
а вы мне платите, чтобы я вам приказывал.
Карел Чапек

Согласно иудео-христианской традиции, ни дня, ни часа конца света, так же, как ни дня, ни часа своей смерти, никто не знает. Зато известно, где должен наступить конец света, где произойдет последняя битва сил Добра и Зла. Это место, согласно откровению Иоанна, называется Армагеддон.Впрочем, современники уже давно научились обходить и по разному трактовать такие понятия как «добро» и «зло», «честь, совесть» и «подлость», «демократия» и «автократия», «тирания» и «свобода выбора», что, в свою очередь, часто приводит к подмене этих понятий в зависимости от конъюктуры, места действия и желания лиц, желающих повластвовать, а то и просто где-нибудь поруководить. Куда как яркое подтверждение этому являют последние события вокруг Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП). Впрочем, сказать, что конфликт возник вдруг и из неоткуда – неправда, поскольку проблемами и вопросами «власти» в этом сегменте автомобильной отрасли озабочены уже не первый год как высшие чиновники и суды, так и простые работяги-дальнобойщики.

Напомним, что организация эта была создана в целях включения национальных перевозчиков в систему международных дорожных перевозок (МДП) грузов и объединяет более 2 тыс. организаций, предоставляющих услуги в данной сфере. С 1994 года АСМАП — действительный член IRU (Международного союза автомобильного транспорта) и является для Союза гарантийным объединением, поручившимся за своих членов. Участие Украины в системе МДП позволяет международным автоперевозчикам не только пользоваться удобной системой гарантий, но и пересекать все границы без промежуточного контроля груза до прибытия в пункт назначения. Именно упомянутая «гарантность» и стала краеугольным камнем конфликта перевозчиков. Поскольку, сосредоточив в своих руках т.нз. «разрешительную систему» для перевозок – т.е. выдачу документов для международных перевозок (TIR CARNET), действующее руководство ассоциации позволяет устанавливать тарифы на свой лад и потребности, совершенно не заботясь о нуждах своих членов да и отрасли в целом. Как говорится, демократия — слишком хорошая вещь, чтобы делить ее с кем бы то ни было.

Как сказал однажды американский политик Ричард Нидем власть — это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирателей. Воистину руководство АСМАП также не прочь попользоваться такой благоприятной теоремой, тем более, что действующему Президенту АСМАП Леониду Костюченко политические дебри более чем знакомы – свою нынешнюю должность он принял сразу после того, как в 2001 г. был уволен с поста Министра транспорта. Собственно, именно с этого года, по признанию некоторых международных перевозчиков, и началась «черная полоса» в их деятельности.

В принципе руководящими органами ассоциации являются общее собрание или конференция участников АсМАП Украины, которые собираются один раз в год, однако в промежутках между ними практически все бразды правления находятся у одного челевека - президента АсМАП. И вот, едва г-н Костюченко уселся в кресло руководителя ассоциации, как сразу же в компании начались пермены далеко не в лучшую сторону. Наверное, переделывать и управлять коммерческой структурой по подобию и образу министерства (где все дыры в срочном порядке можно заткнуть бюджетом или смещением неугодного подчиненного) оказалось не так-то и легко. Впрочем недовольных на тот момент оказалось не так уж и много.

Напомним, что в уже в октябре 2001 года 8 компаний, входящих в АсМАП, провели собственное собрание учредителей и изменили учредительные документы АсМАП, объявив себя единственными учредителями ассоциации. Это позволило им требовать имущество организации, которое включает 20 млн. долларов на депозитах, и здание офиса. Эти компании также решили уволить президента ассоциации Костюченко и назначили председателем наблюдательного совета г-на Ярошенко. Однако судьи отказались вникать в это дело слишком глубоко, и спустя некоторое время конфликт замяли. Окончательную точку во всем этом поставили в 2003 г. высшие судебные инстанции. Так, 23 апреля Высший хозяйственный суд Украины подтвердил право учредителей — собственников АсМАП на назначение исполнительных органов АсМАП. А уже 3 июня 2003 г. Верховным Судом Украины высшим органом власти АсМАП было признано общее собрание, что окончательно позволило Леониду Костюченко удержаться в президентском кресле, поскольку именно за его кандидатуру проголосовали перевозчики на общем собрании. Надо сказать, что все эти нешуточные баталии за право руководить Ассоциацией привели к очень серьезным последствиям.

По заявлению самих перевозчиков, за 4 года функционирования Ассоциации через фирму «АсМАП-Сервис», благотворительные фонды и исчезнувшие банки было разбазарено порядка 13,663 млн. дол. США. Сам устав АсМАП юридически и экономически устарел. С 1999 г. количество членов АсМАП уменьшилось почти в 3 раза и все идет к тому, что останутся 5-7 перевозчиков с парком 800-1500 единиц. Никто в АсМАП не занимается экономическим анализом организации перевозок, стратегическим развитием Ассоциации. Аппарату АсМАП это не нужно – их достаточно финансируют перевозчики-члены АсМАП для безбедной жизни. Что уж говорить, если на внутренние разборки ассоциации вынуждены были обратить внимание международные структуры. Так, в свое время даже генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Мартин Марми направил письмо на имя премьер-министра Украины, в котором пригрозил приостановить предоставление гарантий украинским перевозчикам при выдаче им АсМАП Украины книжек международных дорожных перевозок, если не будет восстановлена нормальная работа АсМАП.

И что в результате? В принципе, то же самое что и два года назад. Только теперь, не меньшая, а большая часть членов Ассоциации поставила под вопрос целесообразность существования этой организации и исполнение ею функций гаранта Конвенции МДП на территории Украины под руководством Леонида Костюченко. Видать за 4 года своего «властвования» президент ассоциации ряды своих сторонников не только не пополнил, но даже и подрастерял. Доказательством этому послужила стихийная манифестация из тех самых членов АСМАП, которые собрались под зданием, где проводилась 10 ноября этого года очередная Отчетная Конференция Ассоциации. В частности, именно в тот день они впервые роздали журналистам резолюцию открытого общего собрания международных автоперевозчиков от 28 октября 2005 года, в которой в окрытую шла речь о ряде проблем, возникших у перевозчиков, которые не решает не желает решать руководство АсМАП.

Так, в резолюции говорится о недостатках разрешительной системы, из-за чего снижается доля украинских перевозок в международном сообщении, и о том, что существующая система лицензирования на автотранспорте не соответствует европейским нормам. Перевозчики отмечают неэффективность и сверхтраты средств АсМАП, нарушения в работе АсМАП. Кроме того, автоперевозчики также критиковали изменения в Закон об автотранспорте и создание Главной автотранспортной инспекции при Министерстве транспорта и связи, которая вместо борьбы с нелегальными перевозчиками, мешает работать легальным проводя многочисленные проверки.

«В таких сложных кризисных условиях в отрасли, президент и Совет АСМАП не стали на защиту интересов рядовых автоперевозчиков, а повели политику угодничества перед руководством отрасли», - отмечается в вышеупомянутой резолюции от 28 октября, в связи с чем и было принято решение поднять вопрос об отзыве с поста президента АСМАП господина Костюченко. При этом, как отметил председатель Совета АсМАП Киевской области Валерий Черненко, такое мнение о руководстве поддержали перевозчики Запорожского и Донецкого регионов, а также главы этих региональных советов. "В других регионах есть поддержка только самих перевозчиков, а советы, так сложилось, возглавляют наемные работники Ассоциации, что является нонсенсом - то есть работник секретариата Ассоциации возглавляет избирательную должность - региональный совет. Это является конфликтом интересов между перевозчиками и секретариатом, который себя противопоставил", – отметил он. Черненко также сообщил, что перевозчики обратились в СБУ, МВД с целью проконтролировать деятельность АсМАПа.

Руководство ассоциации конечно же все обвинения опровергает. В частности, по словам г-на Костюченко, о нарушениях и злоупотреблениях может заявить только суд, а мнение о его некомпетентности - это мнение меньшинства. Также он утверждает, что в АсМАП все делается согласно Уставу АсМАП и по согласию с Советом АсМАП.

Интересно, каким образом может соответствовать уставу тот факт, что по словам одного из учредителей АСМАП «Ассоциация работает на карман конкретного человека и больше ничем не занимается, проблемы отрасли не решаются». А по словам еще одного члена АсМАП, владельца компании "WRAP-trans" Юрия Иванова, г-н Костюченко не только не заботится о перевозчиках, но и «тратит деньги, которые мы зарабатываем, что подтвердила Ревизионная комиссия, аудит, который проводила Ассоциация».

В этой истории не было бы ничего удивительного, если бы не время и место происходящих событий – Украина после «оранжевой» революции, если бы не принципы и призывы украинского Армагеддона – Майдана Незалежности во время президентских выборов-2004. Если бы все было так, как декларировалось – бандиты будут сидеть в тюрьмах, власть никогда не будет прежней, а бизнесу будут предоставлены все льготы для честной и справедливой конкуренции. Пока все не ТАК, как планировалось. По крайней мере, в конкретном случае с определенным человеком «власти» в определенной отрасли. И стоит ли закрывать на это глаза, равно как и пробуксовывать на явно затянувшемся переходном периода из ничего в никуда, вопрос не столько престижа и авторитета, как все тех же чести, совести, свободы и демократии.

«Академія Права»

Ключові слова:

Додати коментар

Забороняється мат або прихований мат, флуд, оффтоп та реклама у будь-якому вигляді.


Захисний код
Оновити