Отдаем ребенка в детский сад: что нужно знать родителям

.

Вопрос детей и их воспитания всегда является актуальным и требует повышенного внимания со стороны родителей. Одной из ступеней воспитания ребенка выступает дошкольное образование, в котором значимую роль играют образовательные учреждения, такие как ясли, ясли-сад, детский сад, дом ребенка, центры развития ребенка и прочие. Как при выборе, так и в период обучения ребенка в указанных заведениях, важно обратить внимание на ряд нюансов, которые требуют правовой оценки, способной защитить права и интересы детей, а также их законных представителей в лице родителей.

Отдаем ребенка в детский сад: что нужно знать родителям

Виды дошкольных учебных заведений

В первую очередь, важно обозначить виды дошкольных учебных заведений, которые предусмотрены действующим законодательством.

На основании указанной информации возможно в дальнейшем определиться с тем учебным заведением, которое подходит в каждом частном случае. Так, Законом Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 № 2628-III предусмотрено, что в соответствии с потребностями граждан в Украине создаются следующие дошкольные учебные заведения:

  • дошкольное учебное заведение (ясли) для детей, возрастом от двух месяцев до трех лет, где обеспечивается уход за ними, а также развитие и воспитание детей в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования;
  • дошкольное учебное заведение (ясли-садик) для детей, возрастом от двух месяцев до шести (семи) лет, где также обеспечивается уход за ними, их развитие, воспитание и обучение;
  • дошкольное учебное заведение (детский садик) для детей возрастом от трех до шести (семи) лет, в котором предусмотрены аналогичные меры обучения, как и в указанных выше заведениях;
  • дошкольное учебное заведение (ясли-садик) компенсирующего типа для детей возрастом от двух до семи (восьми) лет, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития, длительного воспитания и реабилитации. Данные учреждения также делятся на специальные и санаторные;
  • дом ребенка — дошкольное учебное заведение системы охраны здоровья для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей с изъянами физического и (или) умственного развития с рождения до трех (для здоровых детей) и до четырех (для больных детей) лет;
  • дошкольное учебное заведение (детский дом) интернатного типа обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного и школьного возраста, которые пребывают в родственных связях и содержатся за счет государства;
  • дошкольное учебное заведение (ясли-садик) семейного типа для детей возрастом от двух месяцев до шести (семи) лет (с аналогичными условиями, приведенными для детского дома);
  • дошкольное учебное заведение (ясли-садик) комбинированного типа для детей возрастом от двух месяцев до шести (семи) лет, в составе которого могут быть группы общего развития, компенсирующего типа, семейные, прогулочные, в которых обеспечивается дошкольное образование с учетом состояния здоровья детей, психологического, физического возраста;
  • дошкольное учебное заведение (цент развития ребенка), в котором обеспечивается физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, оздоровления детей, которые посещают другие учебные заведения или воспитываются дома.

Приведенный выше перечень дошкольных учебных заведений существует, исходя из возрастного критерия, особенностей физического и умственного развития, наличия или отсутствия семьи, то есть ряда особенностей, которые требуют дополнительного внимания при формировании образовательных групп детей. При этом значение подобных разграничений состоит в том, чтобы создать максимально комфортный и эффективный в плане образования и воспитания ребенка, а иногда и оздоровления, микроклимат.

Процедура приема ребенка в детский сад

После того, как родители (или другие законные представители ребенка) определились с наиболее подходящим и целесообразным образовательным учреждением, стоит обратить внимание на пакет документов, которые необходимо подать для того, чтобы ребенок был принят в такое заведение. В частности, Положением о дошкольном учебном заведении, утвержденным постановлением кабинета министров Украины от 12.03.2013 г. № 305, установлено, что прием детей в дошкольное учебное заведение осуществляется на основании

  • заявления родителей (или лиц, которые их заменяют),
  • медицинской справки о состоянии здоровья ребенка с заключением врача, о том, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение,
  • справки участкового врача об эпидемиологическом окружении,
  • свидетельства о рождении ребенка;
  • копии паспортов родителей (с предоставлением их оригиналов).

Также в ряде специальных дошкольных заведений (компенсирующего типа) необходимо предоставить дополнительно заключение психолого-медико-педагогической консультации, территориального лечебно-профилактического учреждения или тубдиспансера, направление местного органа управления образованием. Здесь важно сделать оговорку, что приведенный выше перечень документов может быть расширен, если речь идет о частном дошкольном учебном заведении. В каждом конкретном случае такими заведениями могут быть предусмотрены дополнительные требования и условия в рамках действующего законодательства.

После выбора учебного заведения и подготовки всего пакета необходимых документов перед родителями (или другими законными представителями ребенка) довольно часто возникает проблема отсутствия мест в группах дошкольных учебных заведений. Указанная проблема на сегодняшний день встречается в подавляющем большинстве случаев. В разрезе данного вопроса стоит обратить внимание на то, что Законом предусмотрено, так называемая, комплектация групп дошкольных учебных заведений.

Так, установлено, что наполнение групп в дошкольных учебных заведениях составляет:

  • для детей до одного года — до 10 лиц;
  • для детей от одного до трех лет — до 15 лиц;
  • от трех до шести (семи) лет — до 20 лиц;
  • разновозрастные – до 15 лиц.

В свою очередь, Законом установлено право собственника дошкольного учебного заведения устанавливать меньшую наполненность групп. Соответственно, группы наполняются на основании поданных родителями заявлений и сопутствующих документов в порядке очереди.

Процесс рассмотрения заявлений

Очередность рассмотрения заявлений на сегодняшний день содержит ряд исключений для определенного законом круга лиц. Так, государство гарантирует предоставление льгот при принятии детей, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы (вне очереди), детей военнослужащих (первоочередно), детей прокуроров и следователей прокуратуры (первоочередно), детям сотрудников милиции (первоочередно), детей работников государственной исполнительной службы (первоочередно).

Рассмотрение заявлений вне предоставленных государством льгот осуществляется в общем порядке. В данном случае целесообразно использовать электронную регистрацию в дошкольные учебные заведения, доступ к которой осуществляется через сайт https://reg.isuo.org/preschools. С помощью данного ресурса родители могут поставить своего ребенка в очередь для получения места в детском саду. Для этого заполняется форма, предоставленная сайтом, с возможностью дальнейшего отслеживания статуса поданной заявки и продвижения очереди. Также в рамках данного электронного ресурса можно просмотреть всю необходимую информацию обо всех детских садах выбранного региона. Подобный алгоритм регистрации позволяет более оперативно и с меньшими ресурсными затратами проследить процесс регистрации, движения и рассмотрения заявки в каждом конкретном случае.

В случае же обращения с заявлением в общем порядке, без использования указанной выше системы, информацию о рассмотрении заявления и продвижении очереди (если такова имеется) целесообразно актуализировать непосредственно путем обращения к органам управления дошкольного учебного заведения.

Подчеркну, что указанный выше порядок вновь-таки распространяется на государственные дошкольные учебные заведения. Что касается частных детсадов (яслей и пр.), информацию о наличии очереди, ее продвижении, а также другие сопутствующие сведения необходимо уточнять непосредственно в таком заведении, так как законодательством прямо установлено, что порядок приема в указанные заведения определяется его учредителем (собственником) и может быть отличен в различных заведениях.

Прием благотворительных взносов

Еще одним актуальным вопросом, который сопутствует правовым отношениям в сфере дошкольного образования, является оплата за предоставление образовательных услуг. Довольно часто возникают случаи требования дополнительных (так называемых, благотворительных платежей) со стороны родителей. В то же время существуют специальные разъяснения Министерства образования Украины, которыми установлено, что прием благотворительных взносов осуществляется исключительно на добровольной основе, а также в соответствии с действующим законодательством Украины.

В свою очередь, данные взносы подлежат обязательному отображению в бухгалтерской отчетности. Также предусмотрено, что не допускается требование платы за специальные образовательные услуги, поскольку данные услуги могут предоставляться исключительно на основании согласия (заявления) родителей (других законных представителей ребенка). Подчеркну, что в случае явно незаконных требований материального характера со стороны персонала и/или руководства учебного заведения такие действия могут повлечь ответственность за преступления в сфере служебной деятельности.

Резюмируя, отмечу, что дошкольное образование в Украине содержит ряд вопросов, требующей правовой оценки. В первую очередь важно определиться с видом необходимого учебного заведения, а также рядом документов, предоставление которых установлено законодательством. В свою очередь, прием в дошкольные учебные заведения зачастую сопровождается значительными очередями на основании поданных заявлений. Рекомендуется использовать электронную регистрацию в дошкольные учебные заведения, которая позволяет оперативно и прозрачно отследить движение поданного родителями заявления и сопутствующих документов. Также обращаю внимание, что прием в частные дошкольные учебные заведения может сопровождаться дополнительными требованиями и правилами, что прямо предусмотрено Законом. В то же время в случае явно незаконных требований материального характера со стороны персонала и/или руководства учебного заведения следует обращаться в компетентные органы для защиты своих прав и законных интересов.

И еще, если после прочтения статьи у тебя возникли дополнительные вопросы к автору, ты можешь задать их непосредственно автору на его странице в разделе «Консультации специалистов».

Светлана Трофимчук

«IVETTA»

Ключові слова:

Додати коментар

Забороняється мат або прихований мат, флуд, оффтоп та реклама у будь-якому вигляді.


Захисний код
Оновити