Как запретить партию и разрушить пирамиду…

.

Как запретить партию и разрушить пирамидуОбщественная экспертиза обнаружила коррупционные риски в большинстве (84%) проанализированных законопроектов и действующих законов.

Общественные эксперты Центра политических студий и аналитики, среди которых кандидаты и доктора наук, больше всего коррупционных рисков обнаружили в актах, касающихся сферы правосудия и безопасности, закупок за государственные средства, администрирования.

По результатам экспертизы несложно сделать вывод, что украинская коррупция носит системный характер, и, как правило, ее возможности заложены на законодательном уровне.

Если пролистать экспертные выводы, очевидным становится целый ряд закономерностей.

Во-первых, это нечеткое определение компетенции государственного органа или должностного лица, что в итоге может привести к слишком широкому административному усмотрению. Во-вторых, это случаи, когда должностному лицу предоставляется несколько возможных вариантов действий по принципу «может» или «имеет право» и не указываются четко условия, при которых он должен выбрать тот или иной вариант. В-третьих, это размытость сроков и процедур действий государственного органа, а также ответственность нескольких лиц за одно и то же действие, что позволяет избегать… ответственности.

Ну, и, наконец, широчайшие возможности для ведомственного нормотворчества, когда тот или иной орган сам для себя определяет нормы и правила выполнения закона, что тоже недопустимо.

Благие намерения и неправомерные выгоды

Проанализированные законопроекты относятся к самым разнообразным сферам жизнедеятельности государства, граждан и его институтов.

Так, законопроект «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо зупинення діяльності та заборони об’єднань громадян по уровню коррупциогенности получил наивысшие 5 баллов из пяти возможных.

Инициаторы законопроекта народные депутаты И.  В. Мо­сийчук, Д.  В. Линько, А.  С. Лозовой, которые руководствовались благой целью защиты национальных интересов, суверенитета и территориальной целостности Украины. Для чего предлагают установить парламентский контроль за «возможной антиукраинской подрывной деятельностью объединений граждан».

В частности, предлагается предоставить Верховной Раде Украины полномочия «приостанавливать» деятельность политических партий и общественных объединений, а «в исключительных случаях» — запрещать их деятельность, что прямо противоречит ст. 37 Конституции Украины: «Запрет деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке».

Нововведением нарушается фундаментальный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в ст. 6 Конституции Украины, что создает значительные коррупционные риски для злоупотребления своими полномочиями народных депутатов Украины, других субъектов законодательного процесса.

А вот законопроект депутатов А. М. Кодолы, С. И. Скуратовского и А. В. Шинковича, направленный на изменение системы обращения с бытовыми отходами («Про внесення змін до деяких законів України у сфері поводження зпобутовими відходами»), получил всего 2 «коррупционных» балла. Депутаты предложили «внедрить современные методы и технологии сбора, транспортировки, переработки и безопасного захоронения переработанных отходов». Однако определение субъекта хозяйствования — исполнителя таких услуг отнесли к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов. Из нового законопроекта исчезла фраза «на конкурсной основе».

Как считает эксперт Роман Скляров, учитывая то, что в законопроекте предлагается включать «инвестиционную составляющую» в размер «экономически обоснованного тарифа», появляется еще и возможность произвольного повышения тарифов на коммунальные услуги и это несет в себе значительные коррупционные риски.

В законопроекте о запрете финансовых пирамид, разработанном еще «азаровским» Кабмином и до сих пор ожидающем своей очереди на рассмотрение, эксперты тоже увидели коррупционные риски. В частности, законопроектом предусмотрен запрет на создание финансовых пирамид и на содействие их деятельности, включая распространение рекламы. За это установлена уголовная ответственность. При этом предлагается наказывать не только за «привлечение (получение) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды », но и за «создание условий» для финансовой пирамиды. Неясно, что следует понимать под «условиями» и как они определяются?

Вывод экспертов: «учитывая то, что санкция за правонарушение предусмотрена очень серьезная (лишение свободы на срок до восьми лет), указанная размытость в формулировках может быть использована правоохранительными органами и судами с целью получения неправомерной выгоды».

Найти и обезвредить

По словам директора по научному развитию Центра политико-правовых реформ, профессора Николая Хавронюка, не допускать в законах коррупциогенных факторов — прямая обязанность государства, однако Министерство юстиции и комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции с этой задачей явно не справляются. Например, в 2013 году во время проведения антикоррупционных экспертиз чиновники Минюста нашли коррупционные риски только в 0,4% проектов нормативно-правовых актов, которые ими анализировались, а в январе-феврале 2015 года Минюст смог найти в законопроектах аж два (!) коррупционных фактора.

Упомянутый парламентский комитет в своих решениях, принятых в декабре 2014 — феврале 2015 годов определил, что 428 проектов законов не содержат коррупционных рисков (в их числе и около 40 проектов, получивших отрицательные выводы общественной антикоррупционной экспертизы), и признал противоречащими антикоррупционному законодательству только 29 из 1100 проектов законов.

— Для коррупционеров важно, чтобы их не могли обвинить в злоупотреблениях. Именно поэтому они все время пытаются создать или найти в законах и других нормативно-правовых актах «коррупционные лазейки», дабы решать дела в административных органах и судах, — рассказал Николай Хавронюк.

Юристы сетуют, что у нас проекты законов пишет кто угодно, хотя часто наличие коррупционных факторов в нормативно-правовых актах и ??их проектах обусловлено даже не злым умыслом, а элементарной неосведомленностью, невысоким уровнем правовой культуры, незнанием отраслевого законодательства или отсутствием навыков конструирования норм права.

Как отметил руководитель отдела антикоррупционной экспертизы Центра политических студий и аналитики Роман Скляров, наиболее одиозными среди проанализированных были несколько законопроектов.

Это правительственный проект закона №1551, которым планировалось изъять запрет на участие в тендерах лицам, замеченым в коррупционных правонарушениях (запрет был введен только 14 октября 2014 другим правительственным законом). Также планировалось сделать платным доступ к веб-ресурсу государственных закупок для заказчиков. Усилиями общественности этот законопроект был возвращен правительству.

Другой пример — правительственный проект закона №1578 о так называемой налоговой реформе, предоставлявший чрезвычайно широкие полномочия Государственной фискальной службе. Например, она могла по своему усмотрению проверять любого гражданина на предмет, не превышают ли его расходы доходы, с требованием оплатить 30% от превышенной суммы без решения суда. Эту норму под давлением общественности также изъяли из финального варианта законопроекта.

Конечно, хорошо, что тщательная коррупциогенная экспертиза проведена по инициативе Международного фонда «Відродження». Благодаря ей, стало отчетливо видно, что политики, которые не имеют базовой подготовки и представлений о том, как работает правовое государство, в своей работе исходят из политической целесообразности.

Тогда очень важно, чтобы каждый законопроект, кто бы его ни готовил, проходил публичную, прежде всего, криминологическую экспертизу. На этом, кстати, настаивает президент Академии правовых наук Украины, академик Василий Таций. Есть подготовленный опытными учеными-юристами проект закона о криминологической экспертизе, его еще в минувшем созыве должны были рассмотреть в парламенте, но до него очередь так и не дошла.

Елена Зеленина

«Время»

Ключові слова:

Додати коментар

Забороняється мат або прихований мат, флуд, оффтоп та реклама у будь-якому вигляді.


Захисний код
Оновити