Децентрализация Украины: за и против

.

Украинцы устали от войны, устали от постоянных обещаний тех или иных политических сил, то вернуть Крым, то укрепить мир, то воцарить стабильность, то прекратить войну. На этом фоне довольно примечатльным и для Украины как всегда знаковым является инициатива, в ходе диалога с экспертами мы еще затронем глубинный смысл этого слова, Президента Украины касательно внесения изменений в Конституцию Украины. Как уже стало традицией, эти изменения делаются летом, когда большинство граждан Украины, во благо которых собственно и должна работать власть, на отдыхе.

Именно поэтому, пока еще данный законопроект не стал законом, я решил сегодня обсудить данный документ: «Об изменениях в Конституцию Украины касательно децентрализации власти».

Мои гости в студии:

Олег Березюк – Глава Украинского
юридического товарищества, адвокат

Александр Палий – Политолог
berezjuk13 paliy2

О НЕОБХОДИМОСТИ ИМЕННО 

konstitucija5

КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Зачем нужны изменения в Конституцию, почему их нельзя предусмотреть в отдельному законе.

По словам Петра Порошенко, условия проведения выборов прописаны и в Минских соглашениях. От нас требовалось зафиксировать положение об особом порядке самоуправления отдельных районов в Конституции. Мы это сделали, но сделали в Переходных положениях Конституции и со ссылкой на закон.

konstitucija6 konstitucija7

КТО И ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТОИТ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В КОНСТИТУЦИЮ

1. Так что получается, у нас теперь соглашения являются причиной внесения изменений в Конституцию? Какова тогда же императивная роль Конституции и почему соглашение фактически важнее Конституции?

2. Порошенко: Предложенные изменения в Конституцию принесут в Основной закон Украины “европейские стандарты децентрализованной власти” и будут соответствовать Минским договоренностям.

3. Нуланд считает, что сегодня в Раде будет “исторический день”, поскольку депутаты будут рассматривать реформы, необходимые для получения помощи МВФ.

4. Изменение Конституции Украины до конца 2015 года было одним из согласованных в Минске в феврале пунктов соглашения по урегулированию конфликта в стране.

5. Гриценко: Нельзя совершить стратегической ошибки. Молодым народным депутатам надо почитать Конституцию, и, возможно, кто-то узнает, что мы живем не в президентской, а парламентско-президентской республике. Там записано, что основы внешней политики определяет парламент. Если президент под давлением обстоятельств сделал стратегическую ошибку в Минске, согласившись, фактически, на федерализацию страны, то сейчас парламент должен исправить эту ошибку. Не дать 300 голосов и оставить Украину целостной. Иначе – прощение всем, кто убивал, и мы еще будем платить бандитам из нашего бюджета бесконечно.

6. Изменения в Конституцию будут отвечать обязательствам Украины по Минскими договоренностями “по децентрализации и особому статусу”. Раскройте суть этих обязательств. 

КТО ЛОББИРУЕТ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИЮ?

litsa

1. Петр Порошенко заявил: Кто первый против наших изменений в Конституцию? Путин. Россия. Она хочет, чтобы мы с ней согласовывали, как нам делать децентрализацию. Извините, я не разрешу, чтобы Конституция писалась извне (фотка Обамы)

2. Вице-спикер парламента Оксана Сыроид 15 июля заявила, что международное сообщество оказывает давление на народных депутатов, требуя закрепить в Конституции “особый статус Донбасса”. Кто давит на депутатов и с какой целью? Кому и какие изменения выгодны в Конституции Украины выгодны западным представителям.

3. А что же делать, если вдруг украинские власти случайно “забудут” о необходимости разработки этого статуса, то им, вне всякого сомнения, напомнят их западные союзники в лице, в том числе, Обамы, Керри и Нуланд, которые в очередной раз скажут, что украинцам нужно демонстрировать выполнение Минских соглашений независимо от того, выполняет или не выполняет их российская сторона.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

ukraine2 ukraine3  ukraine5 ukraine4

1. Порошенко заявил (цитата):  децентрализация является надежным предохранителем от авторитаризма и диктатуры. В чем суть этого аргумента: неужели сейчас наиболее приоритетной является проблема диктатуры?

2. Порошенко (цитата ): децентрализация — это та вещь, которая должна объединить украинское общество. Довольно интересная контраверсийность получается: чтобы быть чистым надо быть выпачкаться, что достичь мира – надо убить, чтобы объединиться нужно разрушить консолидирующий центр… Ка бы вы прокомментировали мысли Президента?

3. Чем обоснованы опасения того, что децентрализация приведет к федерализации? В чем особенность регионализации и чем опасна для Украины федерализация.

4. Глава государства сообщил, что децентрализацию уже поддерживают около 75% украинцев.

grafik

5. Чем можно объяснить такую структуру голосования и раздел голосов?

golosuvannya golosuvannya2

1. Почему на Ваш взгляд в законе применили довольно опостыливший термин «регионы» вместо более привычного слова «области»? В этом была роль Оппозиционного блока?

2. Порошенко цитата  : децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдения гражданских свобод. У меня как-то не совсем вяжется, как например и почему оборона выделена из сферы национальной безопасности, и почему вдруг основной принцип права выделен отдельно как? Где и в чем логика, ведь верховенство права в том числе предусматривает создание надежных механизмов защиты прав свобод и законных интересов.

3. Кто такие префекты, и зачем вдруг, при столь обильном очковтирательстве про децентрализацию и передачу всех полномочий н места создается отдельный новый институт президента для надзора за соблюдением Конституции и законов Украины, органами местного самоуправления в районах и областях вводится институт префектов.

По словам Президента, Они никоим образом не будут вмешиваться и не имеют права вмешиваться в оперативное управление, не имеют никакого отношения и не будут распоряжаться бюджетными потоками и любыми другими финансовыми ресурсами местного самоуправления.

ОСОБЫЙ СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ ЛУГАНСКОЙ И ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

1. Наибольшие споры касаются децентрализации на временно оккупированных территориях востока Украины. Критики документа утверждают, что боевики получат рычаги влияния на ситуацию в государстве и будут легализованы. 

2. Порошенко (цитата): Проект изменений в Конституции не предусматривает никакого особого статуса для Донбасса.

3. Многие из тех, кто голосовал, убеждены в том, что никакого особого статуса пророссийские террористы не будут иметь, а вводится лишь специфический порядок осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”. В чем его суть, как вы можете снять опасения граждан?

4. Тезис о закреплении статуса оккупированных районов был перенесен из переходных положений закона о внесении изменений в Конституцию в переходные положения Конституции, то есть в тело Основного закона. Таким образом уже самим фактом включения такого пункта в текст Основного законаи дальнейшим принятием закона на базе этого п.18 раздела XV Конституции “отдельным районам Донецкой и Луганской областей” предоставляется особый статус, отличающий их от других областей и территорий Украины.

5. Затем на основании этого п.18 будет принят специальный закон об особенностях организации местного самоуправления на восточном Донбассе, который, по сути, закрепит пропутинскую конституционную модель для Украины, а стало быть если примут особый статус Донбасса, то фактически Украины не будет.

6. Иными словами, если Рада принимает решение об особенностях организации местного самоуправления на Донбассе, значит либо украинские власти уже контролируют эту территорию, либо они принципиально согласны с тем, кто и как ее сейчас контролирует. Таким образом, де-факто происходит легитимизации сепаратистов со стороны киевских властей.

7. Принятием решения о подготовке спецзакона об особенностях местного самоуправления на восточном Донбассе (и только там), законодатели выделили его из списка всех регионов Украины. Самим фактом голосования за данную поправку в Конституцию депутаты решительно поддержали утверждения Путина: оккупированный Донбасс – это не оккупированный Крым, а оккупированный Крым – это не оккупированный Донбасс. Почему ничего не написано за Крым, ведь он тоже оккупирован?

8. Почему Президент Украины не соглашается расширить нормандский формат или хотя бы состав участников Минских переговоров ведь по сути на них Россия, ДНР, ЛНР – это тоже Россия, ОБСЕ – половина Россия, и один Л. Кучма, который представляет Украину. Почему Украина отказывает Польше, кто не хочет, чтобы Польша участвовала в мирном процессе?

flagy

ВЫВОДЫ:

С одной стороны, нам вроде бы предлагают апробированную систему децентрализации причем польскую модель. Но вот уже не единожды польские чиновники в мягкой форме предостерегают о том, что Украине не следует полностью копировать их модель, а учитывать национальную самобытность, роль Украины в геостратегическом европейском пространстве.

В современных условиях значение децентрализации может быть интерпретировано в двух ипостасях: как фрагментацию, когда в условиях войны вместо концентрации усилий на достижении общего блага, государство и, прежде всего, его институциональная структура, будут  ослабляться; и какрегионализацию государства – усиления роли местных региональных элит, что при определенных условиях фактически будет основой для сепаратизма и последующего распада государства.

Фактически, изменения в Конституцию продиктованы не сущностными потребностями украинской нации в коренных реформах своей жизни, а являются некоей обязанностью и следствием Минских соглашений, а по сути данью западным глашатаям за так называемую поддержку в борьбе с Россией и не ослаблением санкций против нее.

Что же мы имеем в итоге:

  • мы дали гарантию не вступления ни в НАТО, ни в ЕС;
  • до 1 января 2016 года отложено соглашение по ассоциации с ЕС;
  • нас вынуждают за свои деньги финансировать то, что разрушили российско-террористические формирования;
  • нас заставляют забыть наших героев, которые отдали жизнь во имя процветания Украины, простив бандитам их зверства и дав террористам шанс избираться в органы государственной власти;
  • общество Украины все больше получает негативных и стрессовых посылов от власти, а власть все дальше и упорнее пытается идти не по пути консолидации и компромисса с собственным народом, а по пути конфронтации и противостояния ему в угоду международным организациям и их интересам, все явственнее углубляя кризис национальной идентичности;
  • голосование в Верховной Раде и последующие события 31 августа показали неоднозначность в оценке данного вопроса народом.

И вот теперь вопрос: Прислушаются ли украинские правители к гласу собственного народа, смогут ли они увидеть истинные потребности именно народа, а не пытаться навязать чуждую идеологию под ширмой псевдореформ?

С Вами в студии был доктор юридических наук

Владимир Липкан

Smart Ukraine

Будьте последовательными украинцами!

Цитаты политологов:

Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии -

здесь такие достаточно аморфные формулировки. В такой форме мы получаем возможность использовать это в дипломатическом маневрировании, чтобы показать, что мы выполняем Минские договоренности.

Вадим Карасев –

Поправки относительно децентрализации несут определенные риски.

Цитаты Петра Порошенка:

1. Должное уважение к местной специфике и традиции, которые не противоречат общенациональным интересам и законам, которые не противоречат базовому документу Конституции Украины — сделает нашу страну сильнее и крепче, станет надежной прививкой против бациллы федерализации.

2. Децентрализация является надежным предохранителем от авторитаризма и диктатуры.

3. Децентрализация — это та вещь, которая должна объединить украинское общество.

4. Исполкомы подотчетны и подконтрольны только избранным советам соответствующего уровня, лишь советам и никому больше.

5. Децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдения гражданских свобод.

6. Для надзора за соблюдением Конституции и законов Украины, органами местного самоуправления в районах и областях вводится институт префектов. Они никоим образом не будут вмешиваться и не имеют права вмешиваться в оперативное управление, не имеют никакого отношения и не будут распоряжаться бюджетными потоками и любыми другими финансовыми ресурсами местного самоуправления.

7. Кстати, проект изменений к Конституции не предусматривает никакого особого статуса Донбасса. Все подобные слухи — это от лукавого. Проект предполагает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом. Именно так это сейчас и урегулирован.

8. . Извините, я не разрешу, чтобы Конституция писалась извне

Оригинал текста выступления Президента Украины Петра Порошенко о децентрализации

Децентрализации украинские общины ждут долгие двадцать три года. Это то, что им обещают, и это то, на что не хватало решительности в украинской власти. Решимости приблизить власть к народу. Чрезвычайно сократить то расстояние, которое есть между гражданином Украины и городом, где принимаются важнейшие решения, для того, чтобы обеспечить эффективное и комфортное существование украинской общины.

Всякому городу нрав и права,

Всякий имеет свой ум голова…

Возможно, именно этими словами выдающегося украинского философа Сковороды можно было бы кратко передать суть нашей конституционной реформы по вопросам децентрализации. Для чего мы проводим эту реформу? Давайте вместе попробуем все вместе систематизировать.

Во-первых, децентрализация приближает власть к человеку на расстояние вытянутой руки. Не надо выезжать за пределы города для того, чтобы решить большинство проблем.

Строить школу? Или реконструировать и модернизировать больницу? Проложить новую дорогу или починить старую? Так откуда же лучше видно ответы на эти вопросы, из окна моей администрации или из дома, где расположена власть в городе, селе, поселке? Из коридоров Кабинета Министров Украины на улице Грушевского или из окна городского головы? Эти вопросы — риторические, ответ на них является совершенно очевидным.

Поэтому сознательно и добровольно впервые соглашаюсь отдать на уровень общин огромный объем полномочий и финансовых ресурсов, которыми сегодня распоряжается президентско-правительственная исполнительная вертикаль.

Должное уважение к местной специфике и традиции, которые не противоречат общенациональным интересам и законам, которые не противоречат базовому документу Конституции Украины — сделает нашу страну сильнее и крепче, станет надежной прививкой против бациллы федерализации. Это второе преимущество децентрализации.

В-третьих, децентрализация является надежным предохранителем от авторитаризма и диктатуры, потому рассредотачивает власть между тысячами субъектов, и невозможно сконцентрировать власть в таких объемах, в которых власть уже становится опасной для человека и для страны.

Наконец, децентрализация станет еще одним нашим цивилизационным отличием от соседей по соцлагерю. Самоуправление — я уже об этом на днях говорил на заседании Конституционной комиссии, настоящее самоуправление — не возможно в авторитарном государстве. Деспотия не терпит ни самостоятельности общин, ни, тем более, свободы гражданина!

Децентрализация приблизит нашу политическую систему к европейской. Вполне естественно, что именно с европейскими стандартами местного самоуправления мы сверяем нашу концепцию изменений к Конституции в части децентрализации.

Мы неоднократно говорили, что ориентируемся на польский опыт, и Венецианская комиссия признала предложенную нами модель такой, которая является совместимой с Европейской хартией местного самоуправления.

Названные мной преимущества децентрализации очевидны всем политическим силам. Иначе бы они не шли на выборы именно с этим лозунгом. Все обещали народу децентрализацию. Это было в октябре прошлого года. Но еще в апреле-мае во время своей предвыборной кампании я твердо пообещал, что мы проведем децентрализацию, проведем конституционные изменения по вопросам децентрализации, и сейчас я, как Президент страны, рассчитываю на поддержку всех, подчеркиваю, всех политических сил в украинской Верховной Раде. Это не только потому, что нам нужно триста голосов. Уверен в том, что децентрализация — это та вещь, которая должна объединить украинское общество. Собственное видение изменений в Конституцию я предложил еще в 2014 году, сразу же после инаугурации. Старая Верховная Рада отложила эти изменения в долгий ящик, несмотря на то, что она проголосовала и включила их в повестку дня своей работы, никто всерьез не собирался возвращаться к реальной конкретной практической работе.

Децентрализация включена в Коалиционное соглашение новой Верховной Рады. Следовательно, весной этого года я сформировал Конституционную комиссию из представителей разных политических сил и ведущих юристов страны, которые представляли различные регионы, в том числе, хочу отдельно это подчеркнуть, и Донбасс. Комиссия и ее рабочая группа разработали проект, который получил одобрительную резолюцию со стороны ключевого эксперта в конституционных изменениях в Европейском Союзе, в Совете Европы — Венецианской комиссии. Венецианка внесла ряд замечаний и предложений, которые Конституционная комиссия учла при окончательном наработке изменений к Основному закону.

Так же положительно на проект изменений откликнулся Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд.

Реформу поддержали и Совет регионального развития, где не только главы администраций, а, ключевое, где представлены все председатели областных советов, наибольшее количество городских голов, и уверен в том, что позиция Ассоциации городов Украины, Национального совета реформ, которые также представлены в Совете регионального развития — мне было очень приятно услышать, что все де-факто одобрили концепцию этих изменений к Конституции.

Наконец, и это главное — многочисленные социологические исследования, которые проводились в Украине, убедительно свидетельствуют, что поразительное большинство украинцев категорически отвергают идею федерализации и высказываются за унитарную систему в Украине с децентрализованной политической системой.

С учетом всех этих факторов предложения Конституционной комиссии, которые только сегодня поступили от Конституционной Комиссии, их передал Председатель Конституционной Комиссии, Председатель Верховной Рады Украины Владимир Борисович Гройсман, я сегодня к концу дня без каких-либо изменений, я надеюсь, оформлю как проект соответствующего закона, и сегодня он будет отправлен на рассмотрение Верховной Рады. Еще раз хочу подчеркнуть — я лишь субъект представления. Подлинными же авторами являются две высокопоставленные комиссии — первая, которая сделала основную работу, — украинская Конституционная Комиссия, которая очень эффективно поработала, где были проведены очень профессионально оценка, разработка, наработки, которые позволили сделать этот сбалансированный проект, и еще одна комиссия — Венецианская — которая сделала очень профессиональный экспертное заключение, одобрив проект Конституционной Комиссии.

За неимением времени, остановлюсь лишь на ключевых принципах и основных положениях законопроекта.

Львиную долю полномочий мы делегируем на уровень общин, которые и являются первичной, базовой, главной единицей в системе административно-территориального устройства Украины, его опорной конструкцией.

И самое важное то, что центральная власть уступает не только полномочиями и ответственностью, но центральная власть уступает и финансовыми ресурсами! Еще в начале года нами были внесены изменения в Бюджетный и Налоговый кодекс, которые в результате на 40%, даже в этих условиях, увеличили доходы местного самоуправления. Сегодня, 1 июля, начинается второе полугодие, с которого, согласно Закону, Бюджетному кодексу, органы местного самоуправления получат право вносить изменения в свои бюджеты, воспользовавшись в полной мере финансовой децентрализацией. Отныне прямая норма обновленной Конституции будет требовать, чтобы любая «смена компетенции органа местного самоуправления» обязательно осуществлялась «с одновременными соответствующими изменениями в распределении финансовых ресурсов». Не будет больше пустых обещаний — каждая позиция будет поддержана финансово!

Институт глав государственных администраций, которые сейчас назначаются из Киева, — отменяется.

Оперативное управление областями и районами переходит в областных и районных исполнительных комитетах, как мы и обещали, которые формируются советами соответствующего уровня, что их выбирают люди. Исполкомы подотчетны и подконтрольны только избранным советам соответствующего уровня. Подчеркиваю — лишь советам и никому больше.

Возникают вполне закономерные опасения, а не навредит ли децентрализация единству нашей страны, несет ли она хотя бы гипотетические риски для территориальной целостности.

Мы так сильно обожглись на молоке, что должны дуть и на воду.

Еще раз подчеркиваю: децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдения гражданских свобод.

Идя на широкую децентрализацию, мы имеем надежно застраховаться от попыток врага использовать новые и чрезвычайно широкие полномочия местных общин для нарушения суверенитета и территориальной целостности.

Именно поэтому, для надзора за соблюдением Конституции и законов Украины, органами местного самоуправления в районах и областях вводится институт префектов.

Будут назначаться и увольняться префекты в такой же способ, как ныне главы госадминистраций — указом Президента Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Ничего не меняется.

Назначаются они из числа самых опытных профессионалов, но от глав администраций они отличаются значительно меньшим объемом полномочий. Префекты никоим образом не будут вмешиваться и не имеют права вмешиваться в оперативное управление. Префекты не имеют никакого отношения и не будут распоряжаться бюджетными потоками и любыми другими финансовыми ресурсами местного самоуправления.

Они будут осуществлять лишь контрольно-надзорные функции. Префект вправе приостанавливать действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд.

Конституционная комиссия приняла мудрое и ответственное решение, предоставив возможность Президенту, Конституционному суду и Верховной Раде — только им троим, совместными усилиями привлекать к ответственности те Советы, которые, не дай Бог, согрешат сепаратизмом и создадут угрозу суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины.

В подобных случаях Президент, как гарант Конституции, немедленно приостанавливает полномочия соответствующего Совета или председателя общины. Конституционный Суд должен дать правовую оценку, а Верховная Рада, украинский Парламент принимает решение о назначении внеочередных выборов соответствующего Совета или председателя общины.

Принципиально важным считаю право Президента, как гаранта территориальной целостности, на мгновенную реакцию в виде принятия решения о приостановлении полномочий.

Отдельное внимание хотел бы привлечь к заключению Венецианской комиссии. Венецианская комиссия право на такое — цитирую, «более быстрое и эффективное вмешательство» — признала «вполне обоснованным и поддержала это».

Право роспуска органов местного самоуправления органами центральной власти свойственно многим европейским демократиям. Правда, пользуются они этим мало. Будучи оптимистом, прогнозирую, что и в Украине оно не станет распространенной практикой. Почему? Потому что надеюсь на мудрость избирателей, ответственность и патриотизм местных элит, которые не будут давать поводов для радикального вмешательства со стороны Верховной Рады, Конституционного Суда и Президента.

Но береженого и Бог бережет, поэтому соответствующие механизмы предусмотрены.

Прошу тех, кто слишком эмоционально реагирует на такую новацию, выйти за узкие рамки внутриполитической борьбы. Взгляните на проблему в широком и драматическом контексте, в котором сейчас находится Украина.

Кстати, проект изменений к Конституции не предусматривает никакого особого статуса Донбасса. Все подобные слухи — это от лукавого. Проект предполагает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом. Именно так это сейчас и урегулирован.

Такой Закон уже дважды принимался Верховной Радой Украины предыдущего и текущего созыва. Эта норма не выходит за рамки международных обязательств Минских договоренностей, которые всем миром признаны безальтернативной основой политико-дипломатического урегулирования. А никто в большей степени, чем мы, украинцы, не заинтересованы в мире. Никто более, чем мы, не заинтересованы в мирном урегулировании!

Поэтому я надеюсь, что конституционное большинство в Верховной Раде, члены которой избирались под лозунгами децентрализации, выполнят свои предвыборные обещания.

Не вижу оснований не поддержать предложенные изменения, тем более, что они никоим образом не затрагивают распределения полномочий между Верховной Радой, Правительством и Президентом, а касаются только отношений центральной власти с местным самоуправлением.

Слава Украине!

Интернет источники:

1. https://www.youtube.com/watch?t=1&v=79CmPxN2qPk – презентация изменений Порошенко. Начало с 28 минуты.

2. https://www.youtube.com/watch?v=OLBnRyXHuF4 – видео презентация децентрализации с 0.08 по 1.40.

3. http://goo.gl/D02PyV – о режиме местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей.

«Глобальна організація союзницького лідерства»

Ключові слова:

Додати коментар

Забороняється мат або прихований мат, флуд, оффтоп та реклама у будь-якому вигляді.


Захисний код
Оновити